
Серийный выпуск самолетов «Байкал» в ближайшие годы находится под вопросом
Запуск производства легкомоторных самолетов «Байкал» намечен в Комсомольске-на-Амуре на 2024 год. За год планируют собрать 20 таких машин. Новый аппарат должен стать заменой Ан-2 советской разработки. Он рассчитан на 9-12 мест. В настоящее время утвержден перечень населенных пунктов Хабаровского края, где требуется реконструкция или восстановление взлетно-посадочных полос для полетов «Байкала». К примеру, в следующем году будет осуществляться восстановление «взлеток» в Тугуре, Бичевой, Победе, Троицком, Мариинском, Кукане и других. Но говорить о реконструкции аэродромов еще рано.
Как сообщил компетентный в вопросах авиастроения источник, «черновик» самолета «Байкал» готов. Его показывали на Международном авиационно-космическом салоне «Макс». Он летал. Но то, как его освоят, зависит многих факторов. В первую очередь, от завода-изготовителя и комплектующих.
— Касаемо турбореактивного двигателя, трудно сказать, как будет проходит импортозамещение американского агрегата. Имеются отечественные опытные образцы, но пройдет немало времени. Второй момент по этому самолету, это закрепление специалистов и кадров, которые должны работать в Комсомольске-на-Амуре, — рассказал эксперт. – Третий вопрос, как этот самолет будет перевозить пассажиров? Согласно требованиям авиационной безопасности перевозка пассажиров на таком одномоторном самолете не допускается. Ведь его основное предназначение – это летать в труднодоступных районах, где плохие погодные условия, короткие грунтовые полосы с нестабильными грунтами. В нынешнем его опытном исполнении – это только перевозка грузов, спасателей, санитарные рейсы и т. д. Да и об этом говорить пока очень рано.
Коснулся наш собеседник и системы вытяжного парашюта, к которому есть масса вопросов. На какой высоте она сработает, при какой скорости, где должны находиться пассажиры, какой должна быть конфигурация кресел, как должен закрепляться груз и прочее? На эти вопросы ответа пока нет. В мировой практике вытяжного парашюта на пассажирских самолетах нет, только на спецтранспорте.
— Об испытаниях такой парашютной системы я пока не слышал. И это небыстрый процесс, — поделился собеседник. – Кроме того требует испытаний и фюзеляж. На ближайшие годы хватит работы, чтобы самолет довести до приемлемого летного состояния. От момента разработки самого самолета до начала эксплуатации должно пройти 10 лет, а от разработки двигателя до момента его эксплуатации – 15-20 лет. Это очень хорошо, что наши чиновники хотят как лучше, но не надо выдавать желаемое за действительное. В авиатехнике совсем другая ответственность и иные меры безопасности.
Мария Прудникова